Богатые и знаменитые

Богатые  и знаменитые

Сегодня мы живем в мире, где большая часть событий происходит не вживую, а на просторах сети Интернет. И, конечно, спорт, в том числе и теннис, не является исключением.

Еще в конце XX века наши известные предшественники из самого популярного на тот момент журнала «Теннис+» создали рубрику «Теннис в Интернете», в которой чаще всего писали об интересных теннисных сайтах, в том числе и о личных страницах теннисных звезд. Уже тогда самые известные теннисисты всерьез задумывались над своим имиджем в электронном медиапространстве и были, как покажет время, дальновидными. Но если ключевым инструментом прошлого поколения были сайты, то сейчас в бой вступила тяжелая артиллерия в виде социальных сетей, в которых общение происходит по совершенно иным законам.
В наше время довольно просто вести учет популярности тех или иных знаменитостей — ​celebrities. Существует ряд цифровых показателей, охватывающих аудитории страниц этих самых знаменитостей в социальных сетях, а также реакции в виде лайков и репостов на их конкретные посты. Главными мировыми социальными сетями сегодня по праву считаются «Фэйсбук» и «Твиттер». Каждый второй человек на планете имеет свой аккаунт хотя бы в одной из них, а если говорить о celebrities, то их представительство на просторах сетей приближается к ста процентам. Именно на основании статистики можно делать выводы о том, кто из игроков наиболее популярен в медийном пространстве. На приведенном здесь графике представлена статистика количества подписчиков пользователей на аккаунты ведущих теннисистов в двух самых массовых социальных сетях мира.
Для начала сразу стоит оговориться, что один и тот же пользователь может быть одновременно подписан на игрока сразу в обеих социальных сетях. Поэтому общее количество подписчиков довольно условно. В любом случае неоспоримым лидером является Рафаэль Надаль. Далее следует его главный исторический конкурент Роджер Федерер. Несмотря на то, что у швейцарца больше выигранных «мэйджоров», в социальных сетях он немного уступает испанцу. Хотя непосредственно в «Фэйсбуке» у него подписчиков чуть больше Надаля. Пока что «маэстро» значительно проигрывает в «Твиттере». Возможно, одна из причин большей популярности Надаля кроется в том, что свой «твит» он ведет, чередуя посты на двух языках — ​испанском и английском.
Почетное третье место занимает Мария Шарапова. Однако при этом она абсолютный лидер на «Фэйсбуке», единственный игрок в теннис, имеющий более 15 миллионов подписчиков, к тому же самая популярная теннисистка среди всех представительниц WTA. Однако у Серены Уильямс гораздо лучше дела в «Твиттере», хотя в целом она уступает Шараповой, а также совсем незначительно — Новаку Джоковичу. Значительно же проигрывает ведущей пятерке Энди Мюррей, имеющий аккаунт только в «Твиттере». А вот седьмое место Мирзы, которая, как и Энди, предпочитает иметь дело только с «Твиттером», очень неожиданно. Объясняется такая популярность известной в основном достижениями в парном разряде спортсменки ее общей активностью и увлечением социальными проблемами. К тому же не стоит забывать, что большая часть ее подписчиков — ​соотечественники, проживающие во второй по количеству населения стране мира.


Вполне себе неплохо идут дела у эффектной Аны Иванович (хоть она и повесила ракетку на гвоздь), брутального и довольно харизматичного Хуана Мартина дель Потро, а также у симпатичной Каролины Возняцки и Винус Уильямс. А вот далее следует Анна Курникова, давно не играющая в теннис. Кроме нее, из ветеранов Тура в топ‑15 вошел Энди Роддик. Более двух миллионов подписчиков набрали Стэн Вавринка и Виктория Азаренко.
Какой же контент влечет современного пользователя к страницам известных теннисистов? На примере лидера рейтинга Надаля можно отметить, что больше всего лайков и репостов получают посты, приуроченные к победам игрока. Например, пост, на котором представлена фотография Надаля после победы на десятом «Ролан Гаррос» собрал 170 тысяч лайков и 80 тысяч репостов. Далее идет совместная фотография Надаля и Федерера на «Кубке Лейвера». Замыкает тройку еще прошлогодний пост с фото, на котором Надаль и Лопес показывают журналистам свои золотые олимпийские медали, добытые в Рио в паре. Примерно такой же контент пользуется популярностью и на странице Федерера. А вот Мария Шарапова, у которой в 2017 году не было значительных побед, привлекла к себе внимание болельщиков постом о своем обучении в Оксфорде и других увлечениях за пределами тенниса.
Трудно спорить с тем, что наиболее популярные теннисисты наших дней уже давно вышли за пределы своего вида спорта. Они стали частью массовой культуры — ​а нам как потребителям информации порой интересны мнения наших кумиров не только по поводу выигранного или проигранного поединка. Нам также важно знать, что они думают о Путине или Трампе, культуре англо-саксонских или славянских государств, картинах Леонардо да Винчи или Ильи Репина, творениях Кустурицы или Бессона. И социальные сети, в которых возможно интерактивное общение, как раз и являются главным рупором звезд. Весьма интересно наблюдать и за взаимодействием в информационном пространстве игроков друг с другом: с кем отдыхает Рафаэль Надаль, с кем в очередной раз пререкается Ник Киргиос, кто заступится за Марию Шарапову в ее неприятной истории с мельдонием, а кто, руководствуясь разными мотивами, в том числе и банальной завистью, обвинит ее во всех смертных грехах.
Многих, главным образом ведущих игроков, популярность в медиасреде приводит к решению о создании собственной линейки теннисной одежды совместно с теми экипировочными фирмами, с которыми они сотрудничают. Для преодоления некоей похожести, однотипности, наиболее популярные игроки с помощью своих спонсорских брендов пытаются делать то, что в маркетинге называется «отстройка от конкурентов», то есть создать выраженный индивидуальный стиль или имидж. Фирма Nike занимает видное место в Туре. К каждому турниру «Большого шлема» компания представляет новую линейку экипировки, в которой играют все игроки Тура. Однако Надаль и Федерер имеют свои персональные коллекции.
Специальная линейка Федерера RF, названная по его инициалам, сопровождается логотипом как раз в виде этих двух букв. В профессиональном Туре вещи из этой коллекции носит только Роджер Федерер и члены его команды. Любой желающий может также приобрести футболку или шорты в специализированных магазинах. Как правило, цена на эти вещи чуть дороже, чем экипировка из массовой коллекции бренда. В последнее время Роджера также особо выделяет фирма Wilson. На теннисных сумках стоит автограф звезды, а инициалы первой ракетки мира украшают и его нынешнюю модель теннисной ракетки, о которой мы уже писали в нашем спецвыпуске за 2017 год.
Сумки с автографом своей главной звез­ды Марии Шараповой выпускает Head. Что касается одежды Марии, то фирма Nike также производит для россиянки индивидуальную экипировку, однако без какого-либо персонального логотипа. В таком же ключе Nike работает и с Сереной Уильямс.
А вот в случае с Надалем крупнейший производитель спортивной экипировки пошел по немного другому пути. Как и для Федеререра, для Рафы был разработан специальный логотип в виде силуэта бычка, который штампуется на одежде и кроссовках теннисиста. Бык является одним из символов Испании, напоминает о родине Надаля и перекликается с его прозвищем — ​Бычок с Майорки. К тому же, чаще всего быки связаны с корридой, а значит, и с состязанием, спортом и брутальностью. Так что можно уверенно заявлять об удачном креативе дизайнеров.
Зоотематика занимает также заметную роль в имидже Стэна Вавринки, имеющего долгосрочный контракт с Yonex. Швейцарец решил поиграть со своим прозвищем. Напомним, что многие называют Стэна зверем или мужиком. В итоге это вылилось в некий «лингвистический симбиоз» имени игрока и слова “animal”, что переводится с английского как зверь, животное. Получилось Stanimal, которое перекочевало на теннисную сумку Вавринки. Рядом с логотипом стали также появляться лейблы трофеев «мэйджоров», которые раз за разом швейцарец привозил со своей теннисной «охоты». Сейчас в его послужном списке недостает лишь уимблдонского трофея.
Из молодых игроков над персонализацией задумался Александр Зверев совместно со спонсором в лице Adidas. Первый вариант брендированной одежды был представлен сразу после победы игрока на St. Petersburg Open в 2016 году. Тогда на итоговой пресс-конференции он предстал перед журналистами в футболке с изображением верхней части статуи Свободы, но вместо привычного лица на всех смотрел портрет самого Зверева.
Похоже, именно подобные тренды ждут нас в ближайшие годы. На смену нынешним героям, которым уже за тридцать, придут новые, которые также будут набирать популярность в соцсетях, а их спонсоры явно будут гореть желанием монетизировать эту самую популярность.
Киррил Куценко

Pro tennis28.03.2018

Комментарии

Авторизуйтесь чтобы можно было оставлять комментарии