Откуда ноги растут или один день работы спортивного психолога

Откуда ноги растут или один день работы спортивного психолога

Случай из реальной практики спортивного психолога.
Звонит мама 9-летнего мальчика - обеспокоена игрой сына. После первого гейма матча с сильным или с сопоставимым по силам соперником мальчик перестает играть, копирует игру соперника, расстраивается, проигрывает. В общем, опускает руки.
«Помогите! Что делать? Это уже десятый турнир, а мы все еще не проходим первый круг».
Говорю: хорошо, чтобы Вам помочь, мне надо посмотреть, как он играет и что он умеет, вследствие каких причин возникают психологические проблемы.

Выезжаю на игру. Смотрю.
На корте играют два игрока. Чтобы обыграть соперника, необходимо владеть комплектом "инструментов" техники, тактики, физподготовки, психологической устойчивости. При этом ваш комплект (предположим, это такой сундучок с инструментами), должен быть лучше качественно, количественно или хотя бы сопоставим с сундучком соперника.
Итак, что у нас есть.

Красный сундучок соперника.
Технические "инструменты":
- подача: первая плоская, сильная, не направленная; вторая средней силы с сильным вращением, не направленная;
- удары справа, слева: уверенные, варьируются по силе, плоские, с вращением вперед и назад;
- работа ног: владеет техникой работы ног по всему корту.

Тактические "инструменты":
- ребенок может направлять мяч в нужные зоны и делает это в розыгрыше, а не на тренировке.
Пока не стабильно, но старается и обучен исполнению ударов в стрессовых ситуациях.

"Инструменты" физической подготовки:
- хорошая общая выносливость, сила, взрывная сила, координация, скорость.

"Инструменты" психологической подготовки:
- ребенок спокоен, управляет собой, иногда расстраивается, после чего быстро собирается и продолжает атакующую игру.
Правда, он играет с более слабым игроком, поэтому мы не можем видеть картины в целом. Возможно, в игре с сильным соперником он проявит себя по-другому.

Зеленый сундучок нашего игрока.
Технические «инструменты»:
- подача: первая плоская, слабая, не направленная; вторая подача плоская, слабая, не направленная;
- удары справа, слева: уверенные, в основном средней силы, с небольшим вращением вперед;
- работа ног: подходит только к удобному мячу и только в стороны; не знает, как подходить к сильному, направленному мячу.

Тактические «инструменты»:
- играет "на ту сторону" (обычно в середину корта «на тренера», как следствие, удобно для соперника).
Мама говорит, что на тренировках работают с направлением мяча.

"Инструменты" физической подготовки:
- физподготовка слабая.
Подготовка велась не вовремя, без учета возраста. Без проведения тестирования по физической подготовке бросается в глаза: медленно стартует, слабая спина, устаёт (нет общей выносливости).

"Инструменты" психологической подготовки:
- после натиска соперника не борется, делает попытки сопротивляться, но потом опускает руки;
- в беседе до игры проявляет лидерские качества, имеет правильные спортивные цели, хочет побеждать и готов много тренироваться. Знает о трудностях, которые необходимо преодолевать.

Выводы:
Психологические проблемы в первую очередь связаны с отсутствием технико-тактической подготовки. Соперник имеет явные преимущества особенно в подаче, умении направлять мяч. Во вторую очередь налицо слабая физподготовка. Быстро устаёт, иногда просто физически не может добежать до мяча. Наш спортсмен оказывается почти без оружия против арсенала соперника. В такой ситуации, спортсмен испытывает жесточайший психологический прессинг, ощущая безвыходность сложившейся на корте ситуации. Отсюда нежелание играть и бороться. Когда это происходит из раза в раз, у ребенка развивается неуверенность в себе, формируется устойчивая психологическая реакция на игру, заключающаяся в страхе проиграть, страхе перед сильным соперником. Такой ребенок, выходя играть даже со слабым соперником, часто перестает бороться, проиграв хотя бы одно очко.

Что делать?
Техническая подготовка:
- продолжать работать над основными ударами: подача - над силой; удары справа слева - над умением управлять силой, вращением.

Тактическая подготовка:
- улучшение навыков управления мячом в розыгрыше, в сложных условиях.

Физическая подготовка:
- провести тестирование и привести физическую подготовку спортсмена в соответствие с его возрастными нормами;
- увеличить интенсивность тренировок по данным направлениям или их количество в соответствии с возрастными нормами;
- пахать!!! :)

Психологическая подготовка:
- построение личного тренда по результатам игры и соревнований в целом;
- поддержка ребенка психологом до, после, и, по возможности, во время игры;
- обучение теннисиста управлять своими состояниями по ходу матча, сета, гейма;
- обучение техникам управления эмоциями (обиды, гнева, раздражения на себя и соперника;
- умение играть по счету: понимание целей конкретного розыгрыша с точки зрения стратегии и тактики игры;
- формирование внутренней позиции спортсмена и работа с его реакцией на изменение счета в ту или иную сторону.

Продолжение следует...

Блог Татьяны Козловой

05.04.2018

Комментарии

Авторизуйтесь чтобы можно было оставлять комментарии